Автор: Ирина Стаценко, профориентолог, к.э.н., основатель Профориентационного центра
Чек-лист для родителей: помощь ребёнку в выборе профессии и образовательного пути

1. Обсуждение интересов и способностей ребенка

✓ Провести разговор с ребенком о его интересах и увлечениях. Пример вопроса: «Какие занятия тебе доставляют удовольствие?»

✓ Определить, какие школьные предметы и занятия нравятся ребенку больше всего. Пример вопроса: «Какие предметы в школе тебе интересны и почему?»

✓ Оценить сильные стороны и навыки ребенка. Пример: «В чем ты чувствуешь себя уверенно?»

✓ Адаптация: Если у ребенка меняются интересы, возвращайтесь к этому этапу для обновления данных.

✓ Адаптация: Если ребенок не может четко выразить свои интересы, предложите ему пройти онлайн-тесты на профориентацию или обратиться к профориентологу.


2. Исследование профессий

✓ Создать список интересующих профессий. Совместно с ребенком напишите 5–10 профессий, которые ему кажутся интересными.

✓ Изучить информацию о каждой профессии: обязанности, требуемые навыки, перспективы. Используйте такие ресурсы, как Поступи.онлайн.

✓ Обсудить с ребенком результаты исследования и сузить круг профессий. Пример: «Какая из этих профессий кажется тебе наиболее интересной и почему?»

✓ Адаптация: Если ребенок сомневается, предложите ему познакомиться с профессией через онлайн-интервью с экспертом или стажировку. Организовать такую встречу и стажировку помогают профориентационные центры и профориентологи.


3. Посещение мероприятий и дней открытых дверей

✓ Записаться на дни открытых дверей в интересующих учебных заведениях. Найдите даты и запишитесь через сайты вузов.

✓ Посетить карьерные ярмарки или онлайн-мероприятия.

✓ Обсудить впечатления ребенка после посещения мероприятий. Пример вопроса: «Что тебе больше всего понравилось на дне открытых дверей?»

✓ Адаптация: Если возможности посещения мероприятий ограничены, используйте виртуальные туры и онлайн-мероприятия.


4. Обсуждение образовательных путей

✓ Обсудить возможные образовательные пути: университет, колледж, профессиональное училище, онлайн-курсы и т.д.

✓ Рассмотреть плюсы и минусы каждого варианта.

✓ Составить список предпочтительных образовательных путей.

✓ Адаптация: Если возникают новые образовательные возможности, обсудите их с ребенком и внесите в список.


5. Планирование подготовки к поступлению

✓ Определить цели на ближайшие 2–3 года (экзамены, участие в олимпиадах, подготовка к поступлению).

✓ Составить план действий по подготовке к экзаменам и поступлению.

✓ Запланировать участие в пробных экзаменах, подготовительных курсах или репетиторских занятиях.


6. Обсуждение финансовых вопросов

✓ Провести разговор о финансах: стоимость обучения, возможность получения стипендии, проживание и другие расходы.

✓ Изучить доступные стипендии, гранты и программы финансирования.

✓ Рассчитать ориентировочный бюджет на образование.


7. Поддержка в принятии решений

✓ Составить список критериев для оценки профессий и образовательных путей.

✓ Провести обсуждение различных вариантов с ребенком.

✓ Принять совместное решение по выбору профессии и образовательного пути.


8. Развитие необходимых навыков

✓ Определить, какие навыки важны для выбранной профессии или образовательного пути.

✓ Записать ребенка на курсы, кружки или секции для развития нужных навыков.

✓ Поддержать участие ребенка в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях.


9. Регулярное обсуждение и корректировка планов

✓ Проводить регулярные обсуждения прогресса и планов на будущее.

✓ Вносить корректировки в планы по мере необходимости.


10. Поддержка в трудные моменты

✓ Обеспечить ребенку эмоциональную поддержку в стрессовые периоды.

✓ Организовать удобное и спокойное место для учебы.

Автор: Ирина Стаценко, профориентолог, к.э.н., основатель Профориентационного центра
Выбор профессии. Небанальный вариант

«Редко кто задумывается, насколько специальность соответствует специфике работы мозга. Но это важно.


Допустим, человеку сложно долго сосредотачиваться на одном деле, но он выбрал профессию программиста. Ему такая работа может показаться утомительной. А если человек ценит стабильность, но выбрал сферу с высокой динамикой и стрессами, это может привести к эмоциональному выгоранию.


Выбрать профессию “под себя” позволяет нейропрофориентация — метод, основанный на анализе мозговой активности. На голову надевают устройство, которое фиксирует активность мозга и другие физиологические показатели:


Мозговые ритмы показывают уровень концентрации, скорость обработки информации и способность переключаться между задачами. Это помогает понять, подойдёт ли человеку работа с высокой динамикой или ему комфортнее в сферах, где требуется сосредоточенность.


Стрессоустойчивость отражает, как человек реагирует на нагрузку. Если плохо переносит высокий темп и многозадачность, профессии с постоянными дедлайнами и стрессом могут ему не подойти.


Активность определяет, склонен ли человек к сидячей работе или, наоборот, нуждается в подвижной деятельности.


После тестирования выдают отчёт с профессиональными сферами, которые соответствуют нейропоказателям школьника».

Автор: Ирина Стаценко, профориентолог, к.э.н., основатель Профориентационного центра
Мифы о выборе профессии: как помочь вашему ребёнку выбрать будущее

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок нашёл свою профессию и успешно строил карьеру. Но на пути к этому решению нас окружают мифы, которые могут запутать и создать ненужные ожидания. Давайте развенчаем самые популярные мифы и посмотрим на профессию глазами подростка в современном мире!


Миф 1: «Выбрав профессию, ребёнок должен придерживаться её всю жизнь»

Реальность: Современный мир меняется стремительно, и смена профессий стала обычным делом. Сегодня никто не привязан к одной роли на всю жизнь. Важно научить ребёнка быть гибким, развивать навыки и адаптироваться к изменениям.


Миф 2: «Престижные профессии — это гарант успеха»

Реальность: Престиж не всегда гарантирует счастье или финансовую стабильность. Важно, чтобы ребёнок выбрал ту профессию, которая ему по душе, а не ту, которая кажется "модной" или "успешной". Настоящий успех приходит тогда, когда работа приносит удовольствие.


Миф 3: «Призвание видно с детства»

Реальность: Не каждый подросток уже в юном возрасте точно знает, кем хочет стать. Это нормально! Пусть ваш ребёнок пробует разные направления, изучает свои интересы. Порой истинное призвание раскрывается спустя годы.


Миф 4: «Тесты на профориентацию знают ответ»

Реальность: Тесты — это лишь инструмент, а не окончательная истина. Они помогают увидеть возможные варианты, но окончательное решение всегда за вашим ребёнком. Важно наблюдать, как меняются его интересы и навыки с течением времени.


Миф 5: «Нужно найти работу мечты»

Реальность: Идеальной работы не существует, зато есть работа, которая приносит удовлетворение и даёт возможность расти. Пусть ребёнок не ищет "идеальную" профессию, а научится получать радость от процесса, решать задачи и развиваться.


Миф 6: «Карьера — это постоянный рост наверх»

Реальность: Путь к успеху часто нелинейный. Иногда важно сделать шаг назад, чтобы позже двигаться вперёд. Поддерживайте своего ребёнка, даже если его карьерные шаги кажутся вам неожиданными. Главное — личностное и профессиональное развитие.


Ваш ребёнок только начинает свой путь, и важно, чтобы этот путь был его собственным. Ваша поддержка, понимание и доверие помогут ему найти то, чем он по-настоящему будет увлечён.

Профориентационный центр Ирины Стаценко
Обратная связь
+7(923) 533-61-99
+7(923) 533-61-99
Российская Федерация
г.Кемерово, пр. Химиков, 43б
Российская Федерация
г.Кемерово, пр. Химиков, 43б
Made on
Tilda